НОВОСТИ

Почему власть отказалась от проекта ВСМ «Москва – Казань»?

Россия – самая большая страна в мире. Ее уникальное расположение между Европой и Азией позволяет ей быть естественным транспортным коридором двух частей Света. Но гигантские расстояния делают железнодорожный транзит через нее делом долгим и затратным. Решить проблему могли бы высокоскоростные магистрали, стремительно завоевывающие мир, но пока что обошедшие стороной нашу страну.

Высокоскоростные магистрали (ВСМ) предполагают перемещение по ним со скоростью 200-250 километров в час и выше. В России есть свой «Сапсан», который курсирует между Москвой и Санкт-Петербургом. Технически этот поезд способен развивать скорость свыше 300 километров в час, но все упирается в специфику существующего железнодорожного полотна. Поэтому на практике скорость «Сапсана» лишь на некоторых небольших участках превышает 200 километров в час. Для сравнения, «максималка» у обычных поездов достигает 140 километров в час.

В нашей стране идея перехода к высокоскоростным железнодорожным магистралям впервые возникла еще в 60-е годы при СССР, но тогда приступить к реализации не смогли. В «лихие девяностые» было не до ВСМ. А в «тучные двухтысячные» запала хватило только на «Сапсан». В 2013 году президент Путин сообщил о проекте строительства подобной магистрали от Москвы до Казани, и был подписан меморандум о сотрудничестве с китайской стороной. 

Данная скоростная железная дорога связала бы западную и восточную части огромной страны. До столицы Татарстана можно было бы доехать всего за 2 часа. Стоимость билета предварительно оценивалась на уровне 3,5- 4 тысячи рублей. В дальнейшем магистраль возможно было протянуть дальше на Восток, вплоть до Пекина, что сделало бы Россию уникальным транспортным коридором из Азии в Европу. 

Проект оценивался изначально в 900 миллиардов рублей, затем подорожал до 1,1 триллиона. Китайская сторона проявила большой интерес к данной ВСМ. Пекин предложил предоставить половину суммы в виде беспроцентной ссуды, но при одном условии. Строительство должны были вести китайские компании, которые имеют в этом огромный опыт. Ван Вэньчжун, член Совета директоров Китайской железнодорожной строительной корпорации, заявил:

Если президент Путин нам поручит такую дорогу построить, мы выполним это задание достойно, ведь наша корпорация выполняет полный комплекс работ по проектированию, строительству и эксплуатации высокоскоростных магистралей (ВСМ).

Действительно, китайская сторона обладает исключительной компетентностью в этом непростом деле. В КНР уже построено свыше 29 тысяч километров высокоскоростных магистралей, по которым 3200 поездов перевозят за год миллиард жителей Поднебесной. Каждый год китайские строители сдают от 2,5 до 3 тысяч километров нового железнодорожного полотна. Через два года Пекин свяжет сетью скоростных магистралей 80% всех своих крупных городов.

Стоит ли говорить, насколько подобное развитие инфраструктуры повышает качество жизни населения и удобство ведения бизнеса в КНР, являясь одним из основных драйверов экономического роста? Всего за 5 лет с 2016 по 2020 годы Пекин вложит в строительство своих ВСМ почти 504 миллиарда долларов. Выходит, Кремлю следовало бы принять выгодное предложение китайской стороны?

К сожалению, в данном вопросе из Москвы все видится иначе. Вначале министр Силуанов и премьер-министр Медведев заявили, что создание ВСМ до Казани до Москвы будет «затратным» и «нерентабельным». Затем их позицию поддержал и президент Путин. Для сравнения, автомобильную магистраль от Сочи до Туапсе компания Аркадия Ротенберга готова построить «всего» за 1 триллион рублей. «Злые языки» прозрачно намекают, что проект ВСМ «уперся» в требование китайской стороны строить железную дорогу без участия российских партнеров.

Автор: Сергей Маржецкий
 
Использованы фотографии: https://kazned.ru

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.