НОВОСТИ

Крупнокалиберный анекдот, или Головная боль в самурайском стиле

 
В середине 30-х годов прошлого века в Японию пришло Понимание. Понимание того, что нужно увеличивать калибр стрелкового вооружения. И касалось это всего, а средств ПВО и вообще в первую очередь.

 

Так как Япония была страной, где с военной промышленностью были определенные проблемы, а с конструкторской школой и вообще беда, то японцы, не мудрствуя лукаво, пошли по проторенной дорожке тех, кто не мог сам разработать какое-либо оружие.

То есть прямое или непрямое копирование.

Француз

Императорская армия Японии стала первооткрывателем на этом пути и заимела у себя первый крупнокалиберный пулемет. Он использовался как на суше, так и на море, и представлял собой копию французского «Гочкисса» образца 1930 года калибром 13,2 мм.

Его назвали «Зенитный Тип 93», и на этом в армии и на флоте в плане ПВО настал покой и равновесие.

Но были еще ВВС. Учитывая, что в Японии между авиацией сухопутной и флотской просматривался, говоря культурно, антагонизм, а некультурно – тупая и беспричинная ненависть с презрением, понятно, что «Тип 93» даже не рассматривался в качестве исходной базы для авиационного пулемета. Каждый из двух куликов желал смотреть исключительно в свое болото.

Начатая война с Китаем, несмотря на всю слабость китайской армии, показала японским военным откровенную слабость пулеметов винтовочного калибра. Именно в Китае японские летчики получили первые уроки крупнокалиберных пулеметов американского производства. Curtiss Hawk Р-36 не были современными самолетами, но их 12,7-мм «Браунинги» заставили японцев задуматься.

Американский итальянец

Первыми задумались сухопутные летчики, поскольку именно они первыми начали огребать от китайских коллег. И они отправились к союзникам по оси «Берлин-Рим-Токио», то есть, к немцам. Которые буквально недавно начали выпускать новый пулемет MG-131.

Немцы японских союзников, мягко говоря, обломали. Дескать, пулемет новый, весь такой секретный, а вы с СССР воюете, да еще и неудачно (Халхин Гол). Ребята вы хорошие, но пулемет мы вам не дадим, короче.

Смысл в таком обломе, конечно, был. Из Советского Союза немцам рекой текли стратегические материалы, и портить такие теплые отношения из-за какого-то там пулемета прагматичным европейцам ну совершенно не хотелось. Потому японцы остались без лицензии, а немцы с материалами из СССР.

Понятно, что японских военных такой расклад совершенно не устраивал, и они начали смотреть, у кого что есть в плане передрать.

В прицел сразу попали итальянцы, у которых с разработками тоже было более-менее прилично все и которые тоже вроде бы были союзниками.

Когда техотдел штаба японской императорской авиации озвучил свои требования, наверное, конструкторы вздрогнули. Потому что решение было более чем странное с одной стороны, но логичное с другой.

Известный японский конструктор стрелкового оружия Киджиро Намбу вообще не стал заморачиваться и просто скопировал американский пулемет «Браунинг» образца 1921 года. Пулемет как бы был далеко не нов, в руки Намбу он попал из Китая, где их натрофеили достаточное количество. Так что разборок за копирайт можно было не ждать.

А вот патрон решили ставить не родной. Патрон решили применить итальянский, 12,7×81 SR от Бреда. Видимо, более слабый итальянский патрон, но имеющий в линейке разрывной боеприпас, в некоторой степени должен был заменить собой пушечный снаряд.

Довольно своеобразное решение, если честно. Итальянский патрон по мощности уступал и американскому .50 BMG 12,7×99 мм, и французскому 13,2х99 мм. Но вот так легли карты в самурайских раскладах и головах.

В итоге второй японский крупнокалиберный пулемет получился копией американского под итальянский патрон.

В общем, пулемет был весьма неплох, сказался потенциал, заложенный в изделие изобретателем. Легкий, компактный, надежный и скорострельный, пулемет был принят на вооружение Императорской армейской авиации как Но-103 или Тип 1 осенью 1941 года.

Были и недостатки, как и все, придуманное Браунингом на земле, он с трудом переносил синхронизацию, сильно (до 50%) теряя скорострельность. На отдельных режимах работы мотора истребителя Кi-43 (первый, кто получил новый пулемет Но-103) скорострельность падала с заявленных 900 выстрелов в минуту до откровенно жалких 400. Правда, со временем летчики к этому привыкли и старались вести бои на тех оборотах, которые не снижали темп стрельбы.

Понятно, что это удавалось не всегда, но все равно, стало понятно, что два крупнокалиберных пулемета и два винтовочного калибра – все-таки две огромные разницы.

Но вообще, если к этому прибавить еще и слабый итальянский патрон, то получилось весьма средненько.

А что у морских коллег?

А у морских летчиков все было в соответствии с канонами жанра! То есть, очень плохо поддавалось логике европейца.

Немец

Наступательная часть морских истребителей А6М (2 пушки 20-мм и 2 пулемета 7,7-мм) военных абсолютно устраивала, чего нельзя было сказать об оборонительной. Война в Китае показала, что старые американские истребители с крупнокалиберными «Браунингами» нормально так успевали расковырять любой бомбардировщик или торпедоносец японцев, прежде чем он мог хотя бы слегка поцарапать противника.

У палубных пикировщиков и торпедоносцев японского флота, единственный турельный пулемет «Тип 92» вообще являлся скорее оружием психологического воздействия.

И командование морских летчиков тоже вознамерилось усилить оборону своих самолетов. Бомбовозы обязаны долетать до цели и там разгружаться, вне зависимости от того, есть у них истребительное прикрытие, или нет. Ну хотя бы по минимуму.

И в 1941 году японское морское командование оказалось… правильно, в Германии! Где, как и их сухопутные коллеги двумя годами ранее, попросили дать им MG-131!

Самое интересное то, что немцы… согласились! Шел 1941 год, приоритеты были расставлены, нападение на СССР согласовано, так что можно было и помочь союзнику.

Более того, вместе с лицензией на MG-131 немцы щедро продали и завод по производству патронов 13х64В!

MG-131 получил обозначение «Тип 2», был принят на вооружение в 1942 году. Но и тут не обошлось без странностей.

Пока предок «Тип 2» успешно стоял под капотами «мессершмиттов» и «фокке-вульфов», его лицензионная копия использовалась исключительно в качестве турельного пулемета!

Подход более чем забавный: немецкий пулемет был оборудован системой электрического спуска, что японские морские специалисты посчитали совершенно неприемлемым. Может, дескать, в суровом морском климате, где соль и вода повсюду, замкнуть со всеми вытекающими.

Логика, конечно, странная, но имеющая право на жизнь.

Вообще пулемет ни разу не дал повода усомниться в его надежности, но тем не менее, всю войну «Тип 2» выпускался только в турельном исполнении.

Однако чем дальше шла война, тем очевиднее становилось, что японским истребителям в морской авиации срочно нужны и новые пушки, и новые пулеметы. Древние «Льюисы» калибром 7,7-мм были уже совершенно не торт, точнее, не тофу.

Да, была попытка довооружить «Зеро» еще двумя пушками, по типу «Фокке-Вульфа 190», но увы, предельно облегченное тонкое крыло японского истребителя две пушки не потянуло. Тем более, не вышло разместить довольно массивные пушки «Тип 99» под капотом.

В общем, срочно нужно было что-то делать, поскольку неплохо забронированные и живучие американские истребители явно опережали по всем показателям «Зеро» в боях. И к началу 1943 года японское флотское командование поняло, что надо что-то менять. Или пулеметы и пушки, или сменят уже их самих.

Проблема была в том, что в распоряжении японских конструкторов уже не было самого главного – времени. Особенно это показали воздушные бои у Соломоновых островов, когда превосходство американцев стало просто полным, а японский флот начал терять инициативу, проиграв небо.

Так появился последний участник нашего шоу, пулемет «Тип 3».

Американский француз

Так как у японцев не было ни времени, ни потенциальных наработок, было принято решение, потрясающее в своей простоте: скопировать тот самый пулемет, которым американцы били своих противников. То есть, «Браунинг» AN-М2.

Достаточно большое количество этих пулеметов было захвачено японскими войсками при оккупации Филиппин, так что над чем работать было.

И здесь японские конструкторы можно сказать, проявили благоразумие, скопировав американский пулемет под патрон, который уже находился в производстве. Им стал французский боеприпас от «Гочкисса», 13,2х99 мм.

Логика этого поступка совершенно непостижима, потому что получилось более чем странно. ДВА разных пулемета под ДВА разных патрона в одних ВВС ВМФ.

Но французский патрон был помощнее немецкого, пуля была тяжелее, а значит, стабильнее почти вдвое, и французский патрон все-таки выпускался и стоял на вооружении. Правда, ПВО, но не суть.

Сложно понять, почему таки нельзя было довести до ума «Тип 2», он же MG-131, понятно, что пуля была легче французской, но сам пулемет был просто роскошен, что доказал применением и на Восточном, и на Западном фронте. И самое главное, вряд ли доработка «Тип 2» до крыльевой и синхронной версии заняла бы больше времени, чем разработка нового пулемета из американского под французский патрон.

Очевидно, что «Тип 96», который снимался с вооружения, оставлял после себя склады, набитые патронами. Которые можно и нужно было использовать.

Итак, каков результат этого безумного шоу?

Пулемет зенитный «Тип 96» («Гочкис») под французский патрон 13,2х99 мм.

Пулемет крыльевой, синхронный, турельный «Тип 1»/Но-103 («Браунинг») под итальянский патрон 12,7×81 SR.

Пулемет турельный морской «Тип 2» («Рейнметалл») под немецкий патрон 13х64В.

Пулемет синхронный морской «Тип 3» («Браунинг») под французский патрон 13,2х99 мм.

Итого получаем ЧЕТЫРЕ крупнокалиберных пулемета под ТРИ различных и невзаимозаменяемых (естественно) патрона.

Понятно, что логистика японской армии и флота просто сходила с ума, пытаясь обеспечить все части и базы должным количеством соответствующих боеприпасов.

Доходило до глупости: могли прибыть французские патроны для пулеметов истребителей, но не быть немецких патронов для бомбардировщиков или торпедоносцев. Либо отмечались случаи элементарной замены одних на другие. Что в любом случае не сказывалось должным образом на боеспособности японской авиации и ПВО.

Впрочем, результат войны нам известен, удивительно другое: один из немногих случаев, когда армия и флот изо всех сил старались осложнить себе жизнь.

Сложно понять логику самурая иной раз…

Использованы материалы:
Евгений Аранов. Авиационное стрелковое вооружение Японии 2-й мировой войны.

Автор:
Роман Скоморохов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.